Постановка на учет объекта

Для кого внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) обязательно?

Согласно ч.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие негативно влияющую на окружающую среду хозяйственную или другую деятельность на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, обязаны вносить за это плату.

Исключением являются индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную или другую деятельность только на объектах, которые принадлежат к IV категории.

Нормативная правовая база, необходимая для постановки на учет негативно воздействующих на окружающую среду объектов отсутствует. Поэтому производящие хозяйственную или другую деятельность только на объектах IV категории ИП и юридические лица освобождаются от внесения платы за негативное действие на окружающую среду только после того, как объекту будет присвоена соответствующая категория. До ее присвоения к объекту применяются положения действующих законодательных актов.

 

Каким образом определяется категория объекта НВОС?

Для определения поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (согласно постановлению Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 и постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029).

В п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ указано, что «присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду». Поэтому категория объекта НВОС определяется  при постановке его на учет. Критерии, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, дают возможность определить уровень его поднадзорности, который может быть федеральным или региональным.

 

Каков порядок постановки на государственный учет объектов НВОС?

Согласно статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов НВОС производится в виде ведения государственного реестра. Этот реестр представляет собой информационную систему, создание и использование которой производится в соответствии с Законом № 7-ФЗ, законодательством РФ об информации, информационных технологиях и защите информации, а также другими нормативными правовыми актами.

Государственный учет предусмотрен на федеральном и региональном уровнях  федеральными и региональными органами исполнительной власти соответственно. Производится он в форме ведения государственных реестров.

Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» была утверждена форма заявки о постановке на такой государственный учет.

Этот приказ вступает в силу с момента вступления в силу постановления Правительства РФ о Порядке создания и ведения государственного реестра (федерального и регионального уровней) объектов НВОС. Данный Порядок предусмотрен частью 10 статьи 69 Закона № 7-ФЗ и до настоящего момента не установлен.

Из-за отсутствия необходимых нормативных правовых актов РФ, которые предусмотрены статьей 69 Закона № 7-ФЗ, ИП и юридическим лицам для постановки на учет объектов НВОС и для присвоения таким объектам соответствующей категории следует обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти соответствующего уровня. Делать это следует с момента установления Правительством РФ и вступления в силу Порядка создания и ведения государственного реестра таких объектов.

 

Какие природоохранные разрешительные документы должны получить юридические лица в зависимости от присвоенной категории объектов НВОС? 

Для объектов НВОС 1 категории нужны: комплексное экологическое разрешение, которое получено на основе технологических нормативов, НДВ и НДС по веществам 1, 2 классов опасности (либо, при невозможности соблюдения, ППЭЭ, ВРВ и ВРС), НООЛР, требования к обращению с отходами производства и потребления; ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Для объектов НВОС 2 категории требуются: декларация о воздействии на окружающую среду, которая содержит декларируемые объем и массу образуемых и размещаемых отходов, выбросов и сбросов на основе расчетов НДВ и НДС (или при невозможности соблюдения ППЭЭ, ВРВ и ВРС); ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Для объектов НВОС 3 категории необходимы: НДВ и НДС по веществам 1, 2 классов опасности (или при невозможности соблюдения ППЭЭ, ВРВ и ВРС), ежегодная отчетность о выбросах, ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления ППЭК, ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Для объектов НВОС 4 категории: НДВ и НДС не рассчитываются, декларация о плате за НВОС не подаются, НООЛР не разрабатываются, ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК не представляется; ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

 

Кто должен получать КЭР?

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) должны получать:

  • ИП и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную или другую деятельность на объектах I категории;
  • ИП и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную или другую деятельность на объектах II категории (при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям имеют право получить комплексное экологическое разрешение).

 

Кто выдает комплексное экологическое разрешение (КЭР)?

КЭР оформляется уполномоченным органом после того, как будет рассмотрена заявка на ее получение, поданная надлежащим порядком. Таким уполномоченным органом являются территориальные органы Росприроднадзора. При этом следует учесть, что центральный аппарат сам ничего не выдает.

 

Каков срок действия у КЭР?

Этот документ имеет срок действия 7 лет. Продлен он может быть на тот же срок (п. 13 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

 

Требуется ли получать КЭР тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые относятся к I категории?

Получать КЭР должны все ИП и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную или другую деятельность на объектах I категории.

 

Требуется ли получать КЭР объектам, принадлежащим II категории?

Для объектов II категории не нужно получать КЭР, но необходимо подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»). При этом в случае наличия отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям есть право оформить КЭР (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

 

Какие требования установлены к объектам III категории с 01.01.2019 г.?

Для объектов, которые принадлежат III категории, предусмотрены следующие требования:

  • расчет нормативов допустимых выбросов/сбросов высокотоксичных веществ, радиоактивных, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами веществ (веществ, которые принадлежат I или II классам опасности), в случае наличия таких веществ в выбросах и сбросах;
  • отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • в случае невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно требуется план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
  • представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) в случае наличия источников выбросов;
  • представление статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) в случае наличия источников сбросов;
  • представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) в случае наличии обязанности о представлении такой отчетности;
  • представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов.

 

Как производится процедура разработки и оформления расчета нормативов выбросов, сбросов для тех объектов, которые принадлежат к III категории НВОС?

Процедура разработки и оформления расчетов нормативов допустимых выбросов и сбросов для объектов III категории НВОС не установлена законом на данный момент. Но существует методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, которое было разработано НИИ Атмосферы в 2012 году.

На его основании ранее составлялись проекты ПДВ и Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. Приказом Минприроды № 333), которые действуют на сегодняшний день. Поэтому можно пользоваться этими методиками до момента утверждения других нормативно-правовых актов, которые касаются этого вопроса.

Согласно 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты III категории производят расчеты нормативов допустимых выбросов для опасных веществ 1, 2 класса опасности при их наличии и предоставляют отчетность о выбросах вредных загрязняющих атмосферу веществ. Сроки предоставления такого отчета и его форма на сегодняшний день не установлены законодательно.

 

Как в 2019 году должны отчитываться организации, которые получили отказ при постановке на государственный учет объектов НВОС?

Организации, которые при постановке на государственный учет объектов НВОС получили отказ, должны представлять статистическую отчетность по форме 2-ТП «отходы», «воздух», «водхоз». Такую отчетность должны сдавать все организации, независимо от категории негативного воздействия.

При наличии соответствующей обязанности организации должны производить паспортизацию отходов и вносить плату за НВОС, а также предоставлять декларацию о плате за НВОС за такие виды:

  • выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов производства и потребления.

Плата за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 – 2018 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

 

Существует ли наказание за несвоевременную подачу Декларации о воздействии на окружающую среду?

Сокрытие, искажение (умышленное) или несвоевременное сообщение информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду лицами, обязанными ее сообщать, наказывается наложением административного штрафа  (статья 8.5 КоАП РФ).

 

В какие сроки необходимо представлять Декларацию?

Декларацию о воздействии на окружающую среду нужно представлять 1 раз в 7 лет, если технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников остаются неизменными (п. 6 ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»).

 

Как осуществляется возврат платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая является излишне уплаченной?

По Правилам исчисления и взимания платы за НВОС, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, сумма излишне уплаченной платы зачитывается в счет последующих платежей обязанного вносить такую плату лица или подлежит возврату этому лицу. Зачет или возврат сумм, которые были излишне уплаченными, производится в срок не позже 3 месяцев с даты их получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании соответствующего заявления.

 

Нужна ли разработка нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов для безкатегорийных объектов (тех объектов, которые не введены в эксплуатацию) с 01.01.2019?

С 01.01.2019 вступили в силу изменения (Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ), согласно которым расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов образования отходов, нормативов допустимых сбросов должен производиться юридическими лицами и ИП в зависимости от категорий НВОС.

По проекту изменений ч.2 ст.69.2 Закона «Об охране окружающей среды» с 01.01.2019 изложена в следующей редакции: «2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не менее чем за восемьдесят дней до начала строительства».

С момента принятия этих поправок строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет. Таким объектам будут присваиваться соответствующие категории негативного воздействия и к ним будут применяться соответствующие требования по нормированию.

 

В случае смены предприятием формы собственности нужно ли переоформлять разрешительные документы (по выбросу, сбросу загрязняющих веществ, образованию и размещению отходов). Каков порядок переоформления этих документов и сроки?

Согласно пункту 16.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, который утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 № 288 (в редакции приказов Минприроды России от 29.04.2010 № 136, от 20.05.2010 № 173).

Разрешения на выбросы и сбросы должны переоформляться при условии неизменности производственного процесса, расхода материалов и сырья, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферу, выпусков сбросов загрязняющих веществ вместе со сточными водами в водные объекты в следующих случаях:

  • изменения наименования (фирменного наименования в том числе);
  • изменения организационно-правовой формы юридического лица;
  • изменения места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о регистрации юридического лица;
  • изменения данных документа, который подтверждает факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
  • утраты или порчи разрешения на выбросы или разрешения на сбросы.

Переоформление разрешения на выбросы, разрешения на сбросы на основании пункта 16.2 вышеуказанного регламента проводится при подаче заявителями:

  • заявления о переоформлении разрешения на выброс, сброс, в котором указана причина необходимости переоформления этого документа;
  • документов, которые подтверждают причины необходимости переоформления разрешения на выбросы или на сбросы (не требуется при переоформлении разрешения в связи с утратой или порчей оригинала разрешения на выбросы или на сбросы)
  • документа, который подтверждает внесение изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице;
  • оригинала выданного ранее разрешения на выбросы или на сбросы (за исключением случаев переоформления разрешения в связи с утратой или порчей оригинала);
  • справки о неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферу, выпусков сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты, которая подписана заявителем;
  • документа, который подтверждает уплату госпошлины.

По пункту 16.3 вышеуказанного регламента переоформление разрешения на выбросы или на сбросы допустимо только в период действия установленных нормативов предельно допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. В случае изменения наименования, реквизитов юридических лиц и ИП, заявления о переоформлении разрешения на выбросы или на сбросы должны подаваться в срок, который не превышает 30 рабочих дней с момента реорганизации или изменения реквизитов.

Порядок переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, который был утвержден приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 № 643 (далее – Регламент).

Согласно пункту 11.1 Регламента, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должен переоформляться в случае изменения:

  • наименования (фирменного наименования в том числе);
  • организационно-правовой формы юридического лица;
  • места его нахождения;
  • государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица;
  • данных документа, который подтверждает факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно пункта 11.2 Регламента, производится на основании рассмотрения представленных ИП и юридическими лицами, для которых установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в которых указаны причины переоформления) и таких документов:

  • документа, который подтверждает внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
  • оригинала документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который был выдан раньше в установленном порядке;
  • письменного подтверждения неизменности производственного процесса и применяемого сырья.

Согласно пункту 11.3 Регламента, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение переоформляется при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья и только во время действия установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не превышает срок действия установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Росприроднадзором разрабатываются административные регламенты по данным вопросам. Других нормативных документов, которые определяют порядок переоформления разрешительной документации, не имеется.

Воздух

Действуют ли Разрешения на выброс ЗВ в АВ от стационарных ИЗАВ, которые были выданы до 01.01.2019 года, до срока их истечения?

Разрешения на выброс, которые были выданы до 01.01.2019 г., являются действующими до момента их истечения, до момента получения КЭР или предоставления декларации о воздействии НВОС.

 

Можно ли прикладывать к Декларации действующие проекты нормативов ПДВ (2016−2018 года утверждены нормативы)?

Такие проекты предоставлять можно в том случае, если информация, которая содержится в проекте, достоверная и актуальная на момент подачи этой Декларации.

 

Требуется ли разрабатывать новый проект ПДВ с учетом требований нового законодательства с 01.01.2019 о разработке нормативов только для веществ 1-2 класса опасности?

Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов рассчитываются юридическими лицами и ИП, которые планируют строительство объектов I и II категорий и осуществляют хозяйственную или другую деятельность на объектах II категории.

Для объектов I и III категории нормативно-правовые акты, свидетельствующие, что установленные нормативы ПДВ и разрешения со сроком действия, который дольше 01.01.2019, прекращают свое действие 01.01.2019, отсутствуют. Поэтому полученные ранее нормативы легитимны.

 

В случае подачи Декларации требуется ли прикладывать вместе с Проектом расчетов нормативов ПДВ такой документ, как Отчет по инвентаризации?

Согласно методике НИИ Атмосферы 2012 года, Отчет по инвентаризации – неотъемлемая часть проекта ПДВ.

 

Материалы обоснования достоверности данных инвентаризации (к которым относятся исходные данные к инвентаризации, акты на землю, уставные документы) следует оформлять отдельной книгой за подписью заказчика или вшивать в приложения проекта ПДВ либо инвентаризации?

Согласно с межгосударственным стандартом ГОСТ 17.2.3.02-2014 «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» и «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», Санкт-Петербург, 2012 г. (далее – Методическое пособие), Отчет по инвентаризации является обязательным приложением к проекту нормативов ПДВ.

Он оформляется отдельным документом в соответствии с разделом 1.5 Методического пособия и содержит в качестве приложений документы, которые требуются для проведения инвентаризации. Так как Отчет по инвентаризации для разных хозяйствующих субъектов может иметь разные объемы, то его можно оформить в виде отдельной книги (или книг) или вшить его в проект нормативов ПДВ. В обоих случаях его следует обозначить как отдельное приложение к проекту нормативов ПДВ.

 

Нужно ли получать санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты ПДВ для III и IV категории?

Для объектов IV категории на законодательном уровне разработка нормативов допустимых выбросов не требуется. Для объектов III категории нормативы допустимых выбросов в виде проекта ПДВ рассчитываются в соответствии с Постановлением Правительства № 183 и методикой НИИ Атмосферы 2012 года, предусматривающих предоставление сведений о наличии санитарно-эпидемиологичеcкого заключения в составе проекта ПДВ.

Поэтому до выхода других нормативно-правовых актов по этому вопросу, в составе расчетов нормативно-допустимых выбросов следует отражать информацию о наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

 

Если разработка проекта санитарно-защитной зоны была проведена до вступления в силу Постановления Правительства от 03.03.2018 № 222, требуется ли его изменять и производить разработку нового проекта санитарно-защитной зоны?

Проект санитарно-защитной зоны следует выполнять в соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.

 

Как можно подтвердить нанесение санитарно-защитной зоны на кадастровую карту РФ?

Нанесение санитарно-защитной зоны на кадастровую карту производится  Кадастровой палатой, которая является подконтрольным органом Росреестра.

 

Если большое предприятие разделилось на несколько мелких, нужно ли делать установление санитарно-защитной зоны для каждого из них, или для групп таких промышленных объектов можно устанавливать единую санитарно-защитную зону?

Установление санитарно-защитной зоны можно делать для каждого предприятия отдельно и можно делать для каждой группы предприятий.

Отходы

Должен ли предприниматель заполнять форму 2 ТП «отходы», если он специализируется на торговле и у него имеются договора на вывоз и переработку отходов?

Согласно с п.2 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ИП и юридические лица, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, должны представлять отчетность в порядке и в сроки, определенные федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Поэтому ИП и юридические лица, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, независимо от вида своей основной деятельности и наличия договоров на вывоз и переработку отходов, должны представлять отчетность в виде заполненной формы 2 ТП «отходы» в установленные сроки.

 

Действуют ли ПНООЛР и лимиты, которые были выданы до 01.01.2019, до срока их истечения?

Лимиты, которые были выданы для объектов 1 и 2 категорий до 1.01.2019, являются действующими до момента их истечения или до дня получения КЭР или предоставления декларации.

 

Следует ли менять лимиты, если с 2019 года появился Региональный оператор, которому передается ТКО?

Согласно с действующим приказом Минприроды России № 50 «О порядке утверждении НООЛР», на объектах 1 и 2 категории, в соответствии со ст. 11 219-ФЗ, в случае изменения объекта размещения отходов лимиты нужно переоформлять.

 

Следует ли оформлять документ об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий III категории после 01.01.2019?

Для объектов III категории после 1 января 2019 года не предусмотрено установление НООЛР в существующем на сегодняшний день виде. Для таких объектов предусмотрено утверждение программы ПЭК и направление в территориальные органы Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

 

Требуется ли с 01.01.2019 предприятию III категории, у которой есть действующий до 2022 года Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), каждый год подтверждать действие лимитов на размещение отходов посредством предоставления технического отчета?

Действие разрешительной документации для объектов III категории не установлено законом, поэтому предоставлять технический отчет не нужно.

 

Должен ли арендодатель в своем ПНООЛР указывать всех арендаторов или можно оформить ПНООЛР только для себя?

Согласно п. 5 Приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (который зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2008, № 10891), если хозяйствующий субъект является арендодателем части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на своих объектах, то отходы арендатора необходимо включать в ПНООЛР арендодателя.

Если арендатор самостоятельно производит деятельность по обращению с отходами, то к ПНООЛР требуется приложить документы, которые подтверждают такие обязательства арендатора. Поэтому арендатор разрабатывает ПНООЛР, если производит деятельность по обращению с отходами самостоятельно.

 

Требуется ли юридическому лицу иметь паспорт отходов, если у него образуется исключительно «офисный мусор»?

Согласно с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы I – IV класса опасности, должны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, которые установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона, на отходы I – IV класса опасности обязательно должен быть составлен паспорт. Он составляется на основании данных о составе и свойствах таких отходов и оценки их опасности. Порядок паспортизации и типовые формы паспортов определяется Правительством РФ.

Согласно ст. 4.1 Закона, класс опасности отходов для окружающей среды устанавливается с учетом степени негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, которые утверждены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 года № 511. Отнесение отходов к тому или иному классу опасности осуществляется расчетным или экспериментальным методами, которые описаны в данном приказе МПР РФ.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570 определяется порядок осуществления работы по паспортизации опасных отходов. В соответствии с ним заявитель должен представить  информацию, которая включает сведения об агрегатном состоянии и физической форме, а также о компонентном составе отходов.

Эти сведения указываются на основании визуального осмотра, результатов обследований, исследований и измерений, а также протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией. Такие требования распространяются на отходы, которые внесены и не внесены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

 

Как оформить паспорта отходов для предприятия, имеющего несколько площадок в разных регионах РФ? Нужно ли оформлять паспорта отходов на каждую площадку или следует делать один общий комплект, и где он в таком случае должен согласоваться? 

Росприроднадзор при проведении работ по паспортизации отходов руководствуется приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (который зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2007 № 9996) в части, не противоречащей законодательству РФ (далее – Приказ). Согласно п. 3.1. Приказа, документы по паспортизации отходов следует подавать в территориальный орган Росприроднадзора.

Они должны включать в заявление, которое содержит информацию о месте нахождения отдельной производственной территории заявителя. Для идентичных отходов, которые образуются на разных структурных подразделениях такого предприятия, в заявлении со сведениями о месте нахождения отдельной производственной территории, можно указывать адреса нескольких структурных подразделений. Подготовленные таким образом документы заявитель может направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту регистрации юридического лица или в один из ближайших к филиалам территориальный орган Росприроднадзора.

 

Какие требуются документы для отходов V класса опасности при проверке Росприроднадзора?

Согласно закону «Об отходах производства и потребления», хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы с I по V класс опасности, должны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Паспорта составляются на отходы I-IV класса опасности, а на отходы V класса опасности паспорт не требуется, но отнесение отхода к указанному классу должно быть документально подтверждено. Это нужно подтвердить при помощи лабораторных анализов.

 

Требуется ли проводить обучение людей, которые назначены ответственными за ведение учета образования отходов, по программе «обращение с опасными отходами 1−4 класса опасности», если на предприятии осуществляется накопление отходов (до 11 месяцев)?

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, должны иметь документы о квалификации, которые выданы по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, требуемых для работы с отходами I — IV классов опасности. Поэтому обучение лиц, ведущих учет отходов на предприятии, которое производит только накопление отходов, не требуется.

 

Какими документами нужно руководствоваться при обустройстве мусоросборной площадки?

Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов регламентируется санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Согласно с п. 2.1.3, 2.2.2 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, к которым должны быть удобные подъезды для транспорта.

Такая площадка должна быть открытой и иметь водонепроницаемое покрытие. Желательно, чтобы она была огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов нужно использовать в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, где нет канализации, можно применять деревянные или металлические контейнеры.

Площадки для установки таких контейнеров должны быть удалены от жилых домов, спортивных площадок, детских учреждений и мест отдыха населения на расстояние от 20 до 100 м. Размер площадок зависит от количества контейнеров, которое не должно превышать 5 (п.2.2.3).

 

Требуется ли предприятию лицензия на деятельность по отходам, если оно применяет отходы 4-го класса опасности, которые образовываются при его деятельности, для получения энергии посредством их сжигания в теплогенераторе?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под использованием отходов понимается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Согласно ст. 17 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности. Поэтому организации необходимо получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности в части использования отходов IV класса опасности.

 

Каков порядок получения лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности юридическими лицами и ИП?

Для осуществления лицензируемого вида деятельности на всей территории РФ ИП или юридическому лицу необходимо обратиться в центральный аппарат Росприроднадзора для определения территориального органа Росприроднадзора, уполномоченного выдавать лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности на территориях двух и более федеральных округов РФ.

Перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, определен пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, который утвержден постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524.

 

Предприятие получило отказ Росприроднадзора в выдаче лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности по причине того, что предприятие не зарегистрировало в Госреестре объекты размещения отходов (бетонированные площадки). Правомерна ли такая причина?

Согласно подпункту «д» п. 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524, соискатель лицензии должен представлять в лицензирующий орган  копии документов, которые подтверждают наличие у него принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании объектов для размещения отходов I – IV класса опасности, которые соответствуют установленным требованиям.

Поэтому при намерении осуществлять размещение отходов, необходимо предоставлять документы, которые подтверждают наличие объектов размещения отходов.

Согласно пункту 1 ст. 55 Градостроительного кодекса, таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Этот документ удостоверяет проведение строительства или реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Следовательно, отсутствие документов, которые подтверждают наличие объекта размещения отходов, вполне может являться основанием для отказа в выдаче лицензии.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности. Согласно приказу Росприроднадзора от 20.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717», центральный аппарат Росприроднадзора определяет территориальный орган, который уполномочен выдавать лицензии юридическим лицам, осуществляющим один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности на территориях двух и более федеральных округов РФ.

Вода

Необходимо ли получать лицензию на пользование недрами с целью извлечения подземных вод из наблюдательных скважин для проведения мероприятий по контролю за загрязнением подземных вод на объектах размещения твердых бытовых отходов?

На основании ст.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, которое утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1, получать лицензию на право ведения мониторинга природной среды и контроля за режимом подземных вод не нужно. Согласно Положению о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293, контроль за ведением мониторинга подземных вод органами государственного геологического контроля не производится.

 

Кто должен контролировать охрану водных объектов от загрязнения, выявлять источник загрязнения поверхностных вод, которые являются источником питьевого водоснабжения, и принимать меры реагирования по отношению к нарушителям природоохранного законодательства?

Согласно ч. 3 ст.36 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ Правительством РФ определяются критерии отнесения объектов к объектам, которые подлежат федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

На основании этих критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются перечни объектов, которые подлежат, соответственно, федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Указанные Критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 640.

Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 № 801, государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для проведения комплексного экологического обследования и принятия мер реагирования следует обратиться в государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Контроль за соблюдением санитарного законодательства осуществляет  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (согласно п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

 

Где можно выяснить требования к организации и благоустройству первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения?

Эти требования регулируются п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов»:

  • Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. Кроме того, она должна быть озеленена, ограждена и обеспечена охраной. У дорожек к сооружениям должно быть твердое покрытие.
  • Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки, но при надлежащем обосновании расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора в случае использования защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м в случае использования недостаточно защищенных подземных вод (п.2.2.1.1).

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин. Для водозаборов из защищенных подземных вод, которые расположены на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО можно сокращать при условии гидрогеологического обоснования при согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

 

Смогут ли в 2019 году предприятия получить лимиты на сброс загрязняющих веществ?

Согласно действующему Административному регламенту № 2, главным условием для выдачи лимитов является план снижения сбросов, который утратил свою силу. Вместо него предусмотрен план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности. Поэтому порядок разработки этой документации законодательно не установлен.