- •
Вопросы и ответы по экологическому сопровождению
Проект СЗЗ
При выполнении замеров атмосферного воздуха в точках контроля на границе СЗЗ мы руководствуемся план – графиком контроля, утвержденным санитарно – эпидемиологической экспертизой и согласованным с Роспотребнадзором санитарно – эпидемиологическим заключением.
Есть следующие вопросы:
- Если в план – графике указано, что необходимо выполнить замеры 30 дней по каждому компоненту, но не указано по ПДК м.р. или ПДК с.с. – по каким ПДК и в каком объеме выполнять исследования?
- Исходя из методик отбора проб атмосферного воздуха следует, что на границе СЗЗ производится отбор проб по ПДК м.р. Достаточно ли исследований по ПДК м.р. для получения Решения об установлении границ СЗЗ?
Ответ:
Постановка на учет объекта
Согласно ч.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие негативно влияющую на окружающую среду хозяйственную или другую деятельность на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, обязаны вносить за это плату.
Исключением являются индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную или другую деятельность только на объектах, которые принадлежат к IV категории.
Нормативная правовая база, необходимая для постановки на учет негативно воздействующих на окружающую среду объектов отсутствует. Поэтому производящие хозяйственную или другую деятельность только на объектах IV категории ИП и юридические лица освобождаются от внесения платы за негативное действие на окружающую среду только после того, как объекту будет присвоена соответствующая категория. До ее присвоения к объекту применяются положения действующих законодательных актов.
Для определения поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (согласно постановлению Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 и постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029).
В п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ указано, что «присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду». Поэтому категория объекта НВОС определяется при постановке его на учет. Критерии, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, дают возможность определить уровень его поднадзорности, который может быть федеральным или региональным.
Согласно статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов НВОС производится в виде ведения государственного реестра. Этот реестр представляет собой информационную систему, создание и использование которой производится в соответствии с Законом № 7-ФЗ, законодательством РФ об информации, информационных технологиях и защите информации, а также другими нормативными правовыми актами.
Государственный учет предусмотрен на федеральном и региональном уровнях федеральными и региональными органами исполнительной власти соответственно. Производится он в форме ведения государственных реестров.
Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» была утверждена форма заявки о постановке на такой государственный учет.
Этот приказ вступает в силу с момента вступления в силу постановления Правительства РФ о Порядке создания и ведения государственного реестра (федерального и регионального уровней) объектов НВОС. Данный Порядок предусмотрен частью 10 статьи 69 Закона № 7-ФЗ и до настоящего момента не установлен.
Из-за отсутствия необходимых нормативных правовых актов РФ, которые предусмотрены статьей 69 Закона № 7-ФЗ, ИП и юридическим лицам для постановки на учет объектов НВОС и для присвоения таким объектам соответствующей категории следует обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти соответствующего уровня. Делать это следует с момента установления Правительством РФ и вступления в силу Порядка создания и ведения государственного реестра таких объектов.
Для объектов НВОС 1 категории нужны: комплексное экологическое разрешение, которое получено на основе технологических нормативов, НДВ и НДС по веществам 1, 2 классов опасности (либо, при невозможности соблюдения, ППЭЭ, ВРВ и ВРС), НООЛР, требования к обращению с отходами производства и потребления; ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Для объектов НВОС 2 категории требуются: декларация о воздействии на окружающую среду, которая содержит декларируемые объем и массу образуемых и размещаемых отходов, выбросов и сбросов на основе расчетов НДВ и НДС (или при невозможности соблюдения ППЭЭ, ВРВ и ВРС); ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Для объектов НВОС 3 категории необходимы: НДВ и НДС по веществам 1, 2 классов опасности (или при невозможности соблюдения ППЭЭ, ВРВ и ВРС), ежегодная отчетность о выбросах, ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления ППЭК, ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Для объектов НВОС 4 категории: НДВ и НДС не рассчитываются, декларация о плате за НВОС не подаются, НООЛР не разрабатываются, ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК не представляется; ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) должны получать:
- ИП и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную или другую деятельность на объектах I категории;
- ИП и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную или другую деятельность на объектах II категории (при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям имеют право получить комплексное экологическое разрешение).
КЭР оформляется уполномоченным органом после того, как будет рассмотрена заявка на ее получение, поданная надлежащим порядком. Таким уполномоченным органом являются территориальные органы Росприроднадзора. При этом следует учесть, что центральный аппарат сам ничего не выдает.
Этот документ имеет срок действия 7 лет. Продлен он может быть на тот же срок (п. 13 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно пункту 16.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, который утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 № 288 (в редакции приказов Минприроды России от 29.04.2010 № 136, от 20.05.2010 № 173).
Разрешения на выбросы и сбросы должны переоформляться при условии неизменности производственного процесса, расхода материалов и сырья, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферу, выпусков сбросов загрязняющих веществ вместе со сточными водами в водные объекты в следующих случаях:
- изменения наименования (фирменного наименования в том числе);
- изменения организационно-правовой формы юридического лица;
- изменения места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о регистрации юридического лица;
- изменения данных документа, который подтверждает факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
- утраты или порчи разрешения на выбросы или разрешения на сбросы.
Переоформление разрешения на выбросы, разрешения на сбросы на основании пункта 16.2 вышеуказанного регламента проводится при подаче заявителями:
- заявления о переоформлении разрешения на выброс, сброс, в котором указана причина необходимости переоформления этого документа;
- документов, которые подтверждают причины необходимости переоформления разрешения на выбросы или на сбросы (не требуется при переоформлении разрешения в связи с утратой или порчей оригинала разрешения на выбросы или на сбросы)
- документа, который подтверждает внесение изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице;
- оригинала выданного ранее разрешения на выбросы или на сбросы (за исключением случаев переоформления разрешения в связи с утратой или порчей оригинала);
- справки о неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферу, выпусков сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты, которая подписана заявителем;
- документа, который подтверждает уплату госпошлины.
По пункту 16.3 вышеуказанного регламента переоформление разрешения на выбросы или на сбросы допустимо только в период действия установленных нормативов предельно допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. В случае изменения наименования, реквизитов юридических лиц и ИП, заявления о переоформлении разрешения на выбросы или на сбросы должны подаваться в срок, который не превышает 30 рабочих дней с момента реорганизации или изменения реквизитов.
Порядок переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, который был утвержден приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 № 643 (далее – Регламент).
Согласно пункту 11.1 Регламента, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должен переоформляться в случае изменения:
- наименования (фирменного наименования в том числе);
- организационно-правовой формы юридического лица;
- места его нахождения;
- государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица;
- данных документа, который подтверждает факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ.
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно пункта 11.2 Регламента, производится на основании рассмотрения представленных ИП и юридическими лицами, для которых установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в которых указаны причины переоформления) и таких документов:
- документа, который подтверждает внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- оригинала документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который был выдан раньше в установленном порядке;
- письменного подтверждения неизменности производственного процесса и применяемого сырья.
Согласно пункту 11.3 Регламента, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение переоформляется при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья и только во время действия установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не превышает срок действия установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Росприроднадзором разрабатываются административные регламенты по данным вопросам. Других нормативных документов, которые определяют порядок переоформления разрешительной документации, не имеется.
Получать КЭР должны все ИП и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную или другую деятельность на объектах I категории.
Для объектов II категории не нужно получать КЭР, но необходимо подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»). При этом в случае наличия отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям есть право оформить КЭР (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Для объектов, которые принадлежат III категории, предусмотрены следующие требования:
- разработка и утверждение программы производственного экологического контроля;
- расчет нормативов допустимых выбросов/сбросов высокотоксичных веществ, радиоактивных, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами веществ (веществ, которые принадлежат I или II классам опасности), в случае наличия таких веществ в выбросах и сбросах;
- отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
- в случае невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно требуется план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
- представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) в случае наличия источников выбросов;
- представление статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) в случае наличия источников сбросов;
- представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) в случае наличии обязанности о представлении такой отчетности;
- представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов.
Процедура разработки и оформления расчетов нормативов допустимых выбросов и сбросов для объектов III категории НВОС не установлена законом на данный момент. Но существует методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, которое было разработано НИИ Атмосферы в 2012 году.
На его основании ранее составлялись проекты ПДВ и Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. Приказом Минприроды № 333), которые действуют на сегодняшний день. Поэтому можно пользоваться этими методиками до момента утверждения других нормативно-правовых актов, которые касаются этого вопроса.
Согласно 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты III категории производят расчеты нормативов допустимых выбросов для опасных веществ 1, 2 класса опасности при их наличии и предоставляют отчетность о выбросах вредных загрязняющих атмосферу веществ. Сроки предоставления такого отчета и его форма на сегодняшний день не установлены законодательно.
Организации, которые при постановке на государственный учет объектов НВОС получили отказ, должны представлять статистическую отчетность по форме 2-ТП «отходы», «воздух», «водхоз». Такую отчетность должны сдавать все организации, независимо от категории негативного воздействия.
При наличии соответствующей обязанности организации должны производить паспортизацию отходов и вносить плату за НВОС, а также предоставлять декларацию о плате за НВОС за такие виды:
- выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
- сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов производства и потребления.
Плата за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 - 2018 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Сокрытие, искажение (умышленное) или несвоевременное сообщение информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду лицами, обязанными ее сообщать, наказывается наложением административного штрафа (статья 8.5 КоАП РФ).
Декларацию о воздействии на окружающую среду нужно представлять 1 раз в 7 лет, если технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников остаются неизменными (п. 6 ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»).
По Правилам исчисления и взимания платы за НВОС, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, сумма излишне уплаченной платы зачитывается в счет последующих платежей обязанного вносить такую плату лица или подлежит возврату этому лицу. Зачет или возврат сумм, которые были излишне уплаченными, производится в срок не позже 3 месяцев с даты их получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании соответствующего заявления.
С 01.01.2019 вступили в силу изменения (Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ), согласно которым расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов образования отходов, нормативов допустимых сбросов должен производиться юридическими лицами и ИП в зависимости от категорий НВОС.
По проекту изменений ч.2 ст.69.2 Закона «Об охране окружающей среды» с 01.01.2019 изложена в следующей редакции: «2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не менее чем за восемьдесят дней до начала строительства».
С момента принятия этих поправок строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет. Таким объектам будут присваиваться соответствующие категории негативного воздействия и к ним будут применяться соответствующие требования по нормированию.
Воздух
Разрешения на выброс, которые были выданы до 01.01.2019 г., являются действующими до момента их истечения, до момента получения КЭР или предоставления декларации о воздействии НВОС.
Такие проекты предоставлять можно в том случае, если информация, которая содержится в проекте, достоверная и актуальная на момент подачи этой Декларации.
Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов рассчитываются юридическими лицами и ИП, которые планируют строительство объектов I и II категорий и осуществляют хозяйственную или другую деятельность на объектах II категории.
Для объектов I и III категории нормативно-правовые акты, свидетельствующие, что установленные нормативы ПДВ и разрешения со сроком действия, который дольше 01.01.2019, прекращают свое действие 01.01.2019, отсутствуют. Поэтому полученные ранее нормативы легитимны.
Согласно методике НИИ Атмосферы 2012 года, Отчет по инвентаризации - неотъемлемая часть проекта ПДВ.
Согласно с межгосударственным стандартом ГОСТ 17.2.3.02-2014 «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» и «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», Санкт-Петербург, 2012 г. (далее - Методическое пособие), Отчет по инвентаризации является обязательным приложением к проекту нормативов ПДВ.
Он оформляется отдельным документом в соответствии с разделом 1.5 Методического пособия и содержит в качестве приложений документы, которые требуются для проведения инвентаризации. Так как Отчет по инвентаризации для разных хозяйствующих субъектов может иметь разные объемы, то его можно оформить в виде отдельной книги (или книг) или вшить его в проект нормативов ПДВ. В обоих случаях его следует обозначить как отдельное приложение к проекту нормативов ПДВ.
Для объектов IV категории на законодательном уровне разработка нормативов допустимых выбросов не требуется. Для объектов III категории нормативы допустимых выбросов в виде проекта ПДВ рассчитываются в соответствии с Постановлением Правительства № 183 и методикой НИИ Атмосферы 2012 года, предусматривающих предоставление сведений о наличии санитарно-эпидемиологичеcкого заключения в составе проекта ПДВ.
Поэтому до выхода других нормативно-правовых актов по этому вопросу, в составе расчетов нормативно-допустимых выбросов следует отражать информацию о наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Проект санитарно-защитной зоны следует выполнять в соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.
Нанесение санитарно-защитной зоны на кадастровую карту производится Кадастровой палатой, которая является подконтрольным органом Росреестра.
Установление санитарно-защитной зоны можно делать для каждого предприятия отдельно и можно делать для каждой группы предприятий.
Отходы
Согласно с п.2 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ИП и юридические лица, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, должны представлять отчетность в порядке и в сроки, определенные федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Поэтому ИП и юридические лица, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, независимо от вида своей основной деятельности и наличия договоров на вывоз и переработку отходов, должны представлять отчетность в виде заполненной формы 2 ТП «отходы» в установленные сроки.
Лимиты, которые были выданы для объектов 1 и 2 категорий до 1.01.2019, являются действующими до момента их истечения или до дня получения КЭР или предоставления декларации.
Согласно с действующим приказом Минприроды России № 50 «О порядке утверждении НООЛР», на объектах 1 и 2 категории, в соответствии со ст. 11 219-ФЗ, в случае изменения объекта размещения отходов лимиты нужно переоформлять.
Для объектов III категории после 1 января 2019 года не предусмотрено установление НООЛР в существующем на сегодняшний день виде. Для таких объектов предусмотрено утверждение программы ПЭК и направление в территориальные органы Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Действие разрешительной документации для объектов III категории не установлено законом, поэтому предоставлять технический отчет не нужно.
Согласно п. 5 Приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (который зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2008, № 10891), если хозяйствующий субъект является арендодателем части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на своих объектах, то отходы арендатора необходимо включать в ПНООЛР арендодателя.
Если арендатор самостоятельно производит деятельность по обращению с отходами, то к ПНООЛР требуется приложить документы, которые подтверждают такие обязательства арендатора. Поэтому арендатор разрабатывает ПНООЛР, если производит деятельность по обращению с отходами самостоятельно.
Согласно с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, должны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, которые установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона, на отходы I - IV класса опасности обязательно должен быть составлен паспорт. Он составляется на основании данных о составе и свойствах таких отходов и оценки их опасности. Порядок паспортизации и типовые формы паспортов определяется Правительством РФ.
Согласно ст. 4.1 Закона, класс опасности отходов для окружающей среды устанавливается с учетом степени негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, которые утверждены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 года № 511. Отнесение отходов к тому или иному классу опасности осуществляется расчетным или экспериментальным методами, которые описаны в данном приказе МПР РФ.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570 определяется порядок осуществления работы по паспортизации опасных отходов. В соответствии с ним заявитель должен представить информацию, которая включает сведения об агрегатном состоянии и физической форме, а также о компонентном составе отходов.
Эти сведения указываются на основании визуального осмотра, результатов обследований, исследований и измерений, а также протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией. Такие требования распространяются на отходы, которые внесены и не внесены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
Росприроднадзор при проведении работ по паспортизации отходов руководствуется приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (который зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2007 № 9996) в части, не противоречащей законодательству РФ (далее – Приказ). Согласно п. 3.1. Приказа, документы по паспортизации отходов следует подавать в территориальный орган Росприроднадзора.
Они должны включать в заявление, которое содержит информацию о месте нахождения отдельной производственной территории заявителя. Для идентичных отходов, которые образуются на разных структурных подразделениях такого предприятия, в заявлении со сведениями о месте нахождения отдельной производственной территории, можно указывать адреса нескольких структурных подразделений. Подготовленные таким образом документы заявитель может направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту регистрации юридического лица или в один из ближайших к филиалам территориальный орган Росприроднадзора.
Согласно закону «Об отходах производства и потребления», хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы с I по V класс опасности, должны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Паспорта составляются на отходы I-IV класса опасности, а на отходы V класса опасности паспорт не требуется, но отнесение отхода к указанному классу должно быть документально подтверждено. Это нужно подтвердить при помощи лабораторных анализов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, должны иметь документы о квалификации, которые выданы по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, требуемых для работы с отходами I — IV классов опасности. Поэтому обучение лиц, ведущих учет отходов на предприятии, которое производит только накопление отходов, не требуется.
Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов регламентируется санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Согласно с п. 2.1.3, 2.2.2 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, к которым должны быть удобные подъезды для транспорта.
Такая площадка должна быть открытой и иметь водонепроницаемое покрытие. Желательно, чтобы она была огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов нужно использовать в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, где нет канализации, можно применять деревянные или металлические контейнеры.
Площадки для установки таких контейнеров должны быть удалены от жилых домов, спортивных площадок, детских учреждений и мест отдыха населения на расстояние от 20 до 100 м. Размер площадок зависит от количества контейнеров, которое не должно превышать 5 (п.2.2.3).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под использованием отходов понимается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Согласно ст. 17 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», программа повышения экологической эффективности. Поэтому порядок разработки этой документации законодательно не установлен.